Программа «Классические языки и античная литература» дает разностороннюю междисциплинарную подготовку, позволяющую профессионально использовать знание латинского и древнегреческого языков в переводческой деятельности, в преподавании в школах, гимназиях, лицеях и неспециализированных вузах, а также вести научно-исследовательскую работу в области сравнительно-исторического языкознания, истории русского языка, истории романских языков, истории римского права, античной и зарубежной философии, истории Древнего мира, истории Средних веков, в области биологической, медицинской и естественнонаучной номенклатуры и в других сферах.
Инфографика: как поступить на классическое отделение? Экзамен в магистратуру по направлению «Филология» проводится в письменной форме. Программу вступительного испытания можно скачать здесь (Раздел 5) или посмотреть ниже.С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Приёмной комиссии филологического факультета.
Цель программы
подготовка специалистов, владеющих древнегреческим и латинским языками в степени, позволяющей читать, переводить и анализировать тексты любой сложности и тематики со словарем, а также имеющих базовые знания в области античной литературы, истории и культуры.
Программа предполагает
- интенсивное изучение грамматики латинского и древнегреческого языков,
- глубокое усвоение значительного объема лексики древних языков,
- аналитическое чтение произведений древнегреческих и римских авторов,
- приобретение навыков профессионального историко-филологического анализа античного текста.
Спецкурсы и курсы по выбору
Программа предусматривает специальные курсы, которые магистранты выбирают в соответствии с областью своих интересов:
- «Язык античной философской прозы»
- «Язык Нового Завета»,
- «Средневековая латынь»,
- «Народная латынь»,
- «Общее языкознание»,
- «Теория литературы»,
- «Древнегреческая литература»,
- «Римская литература»,
- «Латинская стилистика» (курс читается на латинском языке),
- «История Древней Греции и Рима»,
- «История античного искусства»,
- «Текстология и критика текста»,
- «Немецкий язык»,
- «Итальянский язык»,
- «Римское право».
Программа вступительного испытания
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема сохранности античной литературы. Понятие рукописной традиции. Фрагменты и свидетельства. Значение папирологических находок для изучения античной литературы.
Периодизация древнегреческой литературы. Роль мифологии в греческой литературе. «Илиада» и «Одиссея»: сюжет и композиция поэм, основные характеристики стиля. Гомеровский вопрос, проблемы изучения древнегреческого эпоса в науке нового времени. Гесиод как родоначальник жанра дидактической поэзии. Гомеровские гимны.
Классификация греческой поэзии малых форм VIII–V вв. до н. э. Греческая элегия и ямб: основные мотивы и авторы. Хоровая и сольная греческая мелика VIII–V вв. до н. э.: основные представители, тематика.
Происхождение греческой драмы и своеобразие драматических представлений в классической Греции. Структура греческой трагедии. Проблематика и идейная направленность трагедий Эсхила. Трагический конфликт в трагедиях Софокла. Идейное и драматургическое своеобразие трагедий Еврипида. Периодизация развития древнегреческой комедии. Аристофан и Менандр как представители древней и новой аттической комедии.
Виды ораторской прозы, основные ее представители в V–IV вв. до н. э. Важнейшие представители греческой историографии и их сочинения.
Платон как мастер художественной прозы. Платон и Аристотель о природе и смысле словесного искусства. Аристотель о трагедии.
Реализация принципов александрийской поэтики в творчестве Каллимаха, Феокрита и Аполлония Родосского.
Единство греко‑римского мира в сочинениях Плутарха. Феномен второй софистики, ее основные представители. Принципы комизма в диалогах Лукиана. Греческий роман: проблема происхождения жанра, особенности построения сюжета в сохранившихся образцах.
Периодизация римской литературы. Роль греческого культурного влияния в становлении и развитии римской литературы. Поэзия Ливия Андроника и Невия.
Эпический жанр в римской литературе. «Анналы» Энния. Дидактический эпос Лукреция: философское содержание и литературная форма.
Римская трагедия и комедия, жанровые разновидности римской драмы. Комедии Плавта: роль греческий образцов и инновации, принципы создания комического эффекта. Гуманистическая направленность комедий Теренция.
Вершина развития римской прозы: Цицерон и Цезарь. Азианизм и аттикизм. Цицерон как теоретик и практик красноречия.
Римский александринизм, кружок неотериков. Тематика и строение поэтической книги Катулла.
Важнейшие представители римской историографии: Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий, Тацит, Светоний.
Римская элегия: жанровые особенности и главные представители (Тибулл, Проперций, Овидий). Греческая и римская мифография и «Метаморфозы» Овидия.
Традиции и новаторство в творчестве Вергилия. «Энеида» как римский национальный эпос. Римская лирика: Гораций. Жанр литературного послания. Гораций о поэте и поэзии.
Литература «серебряного века». «Новый стиль»: Сенека и Лукан. Основные приемы создания комического эффекта у Марциала.
Эволюция жанра сатиры: Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, Персий. Ювенал. Своеобразие «Сатирикона» Петрония среди памятников античной прозы.
Литература II в. н. э. Архаистическое направление. Идейная концепция и композиционные особенности «Метаморфоз» Апулея.
Литература
- Античная литература: учебник для высшей школы / Под редакцией проф. А. А. Тахо‑Годи (любое издание).
- И. М. Тронский. История античной литературы. Изд. 4‑е. М., 1983.
- История всемирной литературы. Том первый. М., 1983.
- В. С. Дуров. История римской литературы. СПб., 2000.
- М. Фон Альбрехт. История римской литературы. Т. 1–3. М., 2003–2005.
- С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. Изд. 4‑е. М., 1977.
- М. М. Покровский. История римской литературы. М., 1942.
- М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Том 1. О поэтах. М., 1997.
- С. С. Аверинцев. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
- Е. Г. Рабинович. Мифотрворчество классической древности. СПб., 2007.
- М. М. Позднев. Психология искусства. Учение Аристотеля. СПб., 2010. (Особ. гл. 11 – 12.)
- Н. П. Гринцер. Античная лирика: смысл термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М., РГГУ, 2007, сс. 13–53.
- В. П. Завьялова. Каллимах и его гимны. М., 2009. (Особ. гл. 2.1.)
- Literature in the Greek and Roman worlds. A new perspective. Oxford, 2000.
Выпускники и темы магистерских диссертаций
Выпуск 2019 года
- И. Недосекин . Значение и развитие термина ‘officium’ в трактатах «De officiis» Цицерона и Амвросия Медиоланского.
(The Meaning and the Evolution of the term ‘officium’ in Cicero’s and Saint Ambrose’s treatises ‘De officiis’)
науч. рук. — д.ф.н., проф. А. И. Солопов
рецензент — д. ф. н., доц. А. М. Белов (кафедра ОСИЯ МГУ) - А. Кошевская . Структура речей в «Илиаде»: боги и герои
(The Structure of Speeches in the ‘Iliad’: deities and heroes)
науч. рук. — д.ф.н., доц. Т. Ф. Теперик
рецензент — к.ф.н., доц. В. Г. Мостовая (НИУ ВШЭ)
Выпуск 2018 года
- О. А. Новичкова. Античная оздоровительная гимнастика: реалии и древнегреческая терминология.
научн. рук. — к.ф.н., доц. Э. В. Янзина
оппонент — д.ф.н., доц. А. М. Белов - М. Ю. Федорцова. Структура речи в исторических сочинениях Ксенофонта (на материале «Греческой истории» и «Анабасиса»).
научн. рук. — д.ф.н., доц. Т. Ф. Теперик
оппонент — к.ф.н. О. В. Осипова