В первую неделю ноября состоится коллоквиум по истории античной литературы у студентов дневного отделения І курса филологического факультета (кроме ОТиПЛ).

Список групп и преподавателей:

  • 101роНем — А. В. Линько
  • 102роФр — Т. Г. Давыдов
  • 103роАнг — Т. Ф. Теперик
  • 104роАнг — И. С. Тимофеев
  • 105роАнг — А. В. Волошина
  • 108роИн — А. Ю. Кошевская
  • 109рки — В. В. Муханова
  • 111ргНем — И. Р. Гимадеев
  • 112ргФр — Н. А. Старостина
  • 113ргАнг — И. Р. Гимадеев
  • 114ргАнг — П. С. Озерский
  • 115ргАнг — Н. А. Старостина
  • 116ргИсп — Т. Г. Давыдов
  • 117ргИсп — Т. Г. Давыдов
  • 118ргИт — М. Н. Крючков
  • 119ргШв — П. С. Озерский
  • 122тпп — П. А. Пашков
  • 131слПол — О. А. Новичкова
  • 131слМак — К. В. Круглова
  • 133кл — Э. В. Янзина
  • 134виз — Т. Ф. Теперик

Вопросы к коллоквиуму


  1. Боги и герои греческой мифологии.
  2. Периоды в истории мифологии.
  3. Периодизация греческой литературы.
  4. Содержание и композиция «Одиссеи».
  5. «Одиссея»: основные образы (боги и герои).
  6. Содержание и композиция «Илиады».
  7. «Илиада»: основные образы (боги и герои).
  8. Гомеровский вопрос: его история, основные тенденции, современное состояние.
  9. Гомеровские гимны.
  10. Греческая элегия: темы и авторы.
  11. Греческая ямбография: темы и авторы.
  12. Хоровая лирика. Статья М. Л. Гаспарова (реферат).
  13. Сольная лирика: темы и авторы.
  14. Происхождение греческой драмы, основные разновидности.
  15. Устройство греческого театра.
  16. Структура трагедии.
  17. Трагедии Эсхила: образы и проблематика.
  18. Идейная направленность и содержание трагедий Софокла.
  19. Трагедии Эврипида, их жанровая направленность (психологические трагедии, трагедия интриги, антивоенные трагедии, и т.д.).
  20. Происхождение греческой комедии.

Материалы к курсу «История античной литературы» (дневное отделение, I курс, осенний семестр 2020/2021 уч. г. )


Лекции


Экзаменационные вопросы


Греция

  1. Периодизация греческой литературы.
  2. Основные периоды в развитии мифологии, её значение для античной литературы.
  3. Содержание, сюжет и композиция «Илиады». Образы героев и действия богов.
  4. Проблематика и композиция «Одиссеи», основные образы поэмы.
  5. Гомеровский вопрос и черты стиля гомеровских поэм. Аэды и рапсоды.
  6. Поэтическая деятельность Гесиода. «Труды и дни» и «Теогония»: дидактический жанр и классификация мифологии.
  7. Элегия и ямбография: основные мотивы и авторы.
  8. Сольная лирика эолийских поэтов. Алкей и Сапфо: темы и образы.
  9. Анакреонт и анакреонтика.
  10. Хоровая лирика, её основные виды. Оды Пиндара и дифирамбы Бакхилида.
  11. Происхождение и основные виды греческой драмы. Устройство греческого театра и структура трагедии.
  12. Проблематика и идейная направленность трагедий Эсхила. Трилогия об Атридах («Орестея») и отклики на современность ( «Персы»).
  13. Драматургия Софокла: основные нововведения. Героические образы и смысл героического конфликта в трагедиях Софокла «Антигона», «Эдип-царь», «Электра».
  14. Жанровые разновидности и тематика трагедий Еврипида. Антивоенные трагедии и социально-бытовая драма, «психологические» и патетические трагедии, драма интриги.
  15. Греческая историография : жанры и представители.
  16. Ораторская проза в Греции: её виды и представители.
  17. Жанр философского диалога в творчестве Платона. «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля — итог поэзии и прозы классического периода. Учение Аристотеля о трагедии, понятие катарсиса.
  18. Литературная критика, политика, темы воспитания, социальной утопии в комедиях Аристофана.
  19. Менандр: судьба наследия. Характеры и сюжеты новоаттической комедии, её гуманистическая направленность.
  20. Феномен александрийской поэзии, новизна жанров, тем, проблематики: Феокрит, Каллимах, Аполоний Родосский.
  21. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Греческое возрождение» II в. н. э. — феномен культуры поздней античности.
  22. Сатира и пародия в «Диалогах» Лукиана. Персонажи диалогов и принципы комизма.
  23. Жанровые разновидности греческого романа: любовно-авантюрная и буколическая.

Рим

  1. Периодизация римской литературы. Особенности формирования римской литературы в сравнении с греческой.
  2. Образы комедий Плавта, принципы создания комического эффекта. Греческие сюжеты в жанре паллиаты.
  3. Комедия Теренция: образы и гуманистическая направленность.
  4. Философское содержание и литературная форма поэмы Лукреция «О природе вещей».
  5. Неотерики. Композиция сборника стихотворений Катулла и принципы эллинистической поэтики.
  6. Цицерон как теоретик и практик красноречия.
  7. «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря - жанр римской литературной мемуаристики.
  8. Жанр исторической монографии и особенности стиля Саллюстия.
  9. Литература эпохи принципата Августа. «Буколики» и «Георгики» Вергилия: традиция и новаторство.
  10. Поэтика «Энеиды» Вергилия как памятника римского классицизма.
  11. «Эподы» и «Сатиры» Горация – мотивы и отношение к современности. Гораций как теоретик римского классицизма.
  12. «Оды» Горация: метрика, тематика, композиция. Гораций о поэтическом творчестве.
  13. Эволюция жанра римской любовной элегии (Тибулл -Проперций- Овидий).
  14. «Метаморфозы» Овидия: от классицизма к «новому стилю».
  15. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» Овидия: личный опыт и традиции жанра.
  16. «Новый стиль» в трагедиях Сенеки, их отношение к греческим оригиналам.
  17. «Сатирикон» Петрония: пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика.
  18. «Новый стиль» в эпосе: «Фарсалия» Лукана. Исторические события и современность.
  19. «Новый стиль» в эпиграмме Марциала, источники комизма.
  20. «Сатиры» Ювенала: социально-политический аспект и обличительный характер.
  21. «Новый стиль» в исторической прозе Тацита. «Анналы»: драматизм и искусство литературного портрета.
  22. «Метаморфозы» Апулея: содержание, значение вставных эпизодов. Идейная концепция романа.